2023

Интерактивные методы

Создание комфортных условий для обучения и воспитания детей в ДОУ, при которых они чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Использует в работе следующие методы: «Кластер», «Работа в парах», «Микрофон», «Хоровод», «Предвидение», «Синквейн», «Карусель», «Дискуссии», «Дерево знаний» и другие.


Современная система образования ориентирована на формирование у детей любознательности, воображения, познавательной активности, самостоятельного мышления. Периодом активного развития познавательной деятельности является дошкольный возраст. В это время происходит становление первых форм абстракции, простых умозаключений и обобщения, а также ребенок переходит от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, памяти, воображения, внимания. 

Возможность использования интерактивных методов в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: это переход от привычных занятий с дошкольниками к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах — и самостоятельной. 

Существует большое количество интерактивных методов и технологий. Что же такое интерактивная технология обучения? Самоопределение связано с понятием «интерактивный». 

Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). 

В образовательной деятельности детского сада наиболее часто используются следующие интерактивные методы: «Кластер», «Работа в парах», «Микрофон», «Хоровод», «Предвидение», «Синквейн», «Карусель», «Дискуссии», «Дерево знаний» и многие другие. 

Метод «Работа в парах». При использовании этого метода дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию и выполнять предложенное задание. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. 

Примеры работы в паре: 

— дети по очереди описывают картину, 

— собирают пазлы или разрезные картинки, 

— Игра «Цвет покажи — предмет назови» 

— дети подбирают существительные к прилагательному, обозначающему цвет. 

Например: 

Красный — помидор, мяч, нос 

Зелёный — кузнечик, трава, лист 

Синий — кубик, море, зонт 

Жёлтый — лимон, солнце, банан 

«Микрофон» — это метод, где педагог и дети образуют круг, затем передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли по заданной теме. 

Например, микрофон берет ребенок, составляет несколько предложений о своей любимой игрушке (питомце, мечте, увлечении), затем микрофон передает другому ребенку. Все ответы детей не обсуждаются, а принимаются и одобряются. 

«Предвидение» — метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы. 

Например: 

— Родители сели в автобус, а ты остался на остановке. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе? 

— Пожар в квартире. Что ты будешь делать? Почему? — Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь? 

«Синквейн » (Синквейн, в переводе означает «стихотворение из пяти строк). Это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 

1 строчка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 

2 строчка — два прилагательных, выражающих главную мысль. 

3 строчка — три глагола, описывающие действия в рамках темы. 

4 строчка — фраза, несущая определенный смысл, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. 5 строчка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) 

Пример использования этого метода в дошкольных образовательных учреждениях представлен в таблице 1. Таблица 1 

Синквейн «Про зайца» 

1 строчка: назвать, одним словом, предмет или явление. 

2 строчка: описать какой этот предмет. 

3 строчка: назвать три действия этого предмета. 

4 строчка: понравился ли данный предмет? 

5 строчка: как вы можете назвать этот предмет по-другому

 Заяц Серый, длинноухий 

Прыгает, грызет, дрожит 

Мне нравится пушистый зайчик. 

Животное 

«Дискуссия» — это метод, где весь коллектив обсуждает какой-то сложный вопрос. В дискуссии принимают активное участие все дети. В конце обсуждения коллектив приходит к единому мнению решения задачи, проблемы. Задавать вопрос следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы. Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю...», «Я считаю...», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…». 

Например, детям предлагают обсудить такие темы: «Как развеселить друга?» «Можно ли обойтись без телефона?», «Нужна ли книга в наше время?» и т. д. 

При использовании метода «Хоровод» педагог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Метод «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. 

Например, «Назови свойства предмета», детям по очереди предлагают потрогать какой-либо предмет, и рассказать какой он. 

— Предположим, мяч — дети по очереди рассказывают о нем (круглый, красный, резиновый, большой и т. д.).

 — «Назови части предмета» 

— «Назови действие предмета» 

Для проведения метода «Дерево решений», рисуется на ватмане дерево — это поставленная проблема, которая имеет неоднозначное решение, а листочки на деревьях — это решения. 

Этот метод заключается в том, что дети делятся на команды с одинаковым количеством ребят. Каждая команда обсуждает поставленный вопрос и делает записи, зарисовки или выкладывает картинки на своем дереве решений. После выполнения заданий все решения обсуждаются, каждая команда доказывает свою идею. Например, детям задают вопрос 

— «Что нужно дереву, чтобы найти ему друзей?» 

Дети рисуют на листиках цветочки, чтобы сделать его привлекательным для пчел и бабочек, другая команда наклеивают картинки с фруктами, чтобы к нему пришли люди, следующая — изображают гнезда, чтобы приманить птичек, четвертая команда создает импровизированное дупло для белки и т. д. 

«Кластер» в переводе с английского языка означает гроздь, кисть. Кластер — это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре располагается основное понятие, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. (Рисунок 1.) Рис.1. Кластер «Животные» 

Это могут быть слова, словосочетания, картинки, касающиеся данной темы. Сначала на доске вывешивается картинка с изображением ключевого предмета, дети высказывают свои мысли, все свои знания по заданной теме. Затем на протяжении всего образовательного процесса дети структурируют учебный материал и систематизируют полученные знания, подбирая слова или картинки, относящиеся к ключевому предмету. Этот метод можно использовать практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем. 

В заключение хотелось бы сказать, что использование интерактивных методов является универсальным дидактическим подходом к организации процесса обучения. Достоинством является то, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и применять полученные ранее знания, умения и навыки и высказываться по поводу того, что они думают и считают важным. Применение интерактивных методов позволяет эффективно пополнить знания детей об окружающем мире, привить навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, воспитать в детях чувство собственного достоинства, почувствовать ощущение творческой свободы. Главное, чтобы педагог четко поставил цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуют познавательную направленность. 


Литература: 

1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада» Учебное пособие М., 2011.- 208с.; ISBN: 978–5-98594–307–8 

2. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение / И. Урмина, Т. Данилина. — Москва: Линка-Пресс, 2009. — 306с.; ISBN 978–5-8252–0070–5 

3. Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».) ISBN: 9785994906545 

4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2012. — № 5 

5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — Спб.: «Детство-пресс», 2012.- 80с.; ISBN: 978–5-8981–4553–8

6. Ефимова, О. Н. Интерактивные игровые методы, применяемые в педагогической деятельности / О. Н. Ефимова, И. П. Шаповалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 462-465. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81689/ (дата обращения: 18.03.2024).